ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСКУССИИ НА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
Реализуемый в образовательной системе высшей школы компетентностный подход требует использования в учебном процессе интерактивных форм обучения. На примере организации лабораторно-практических занятий по курсу «Методы контроля качества сырья и продукции химической промышленности» показана эффективность использования учебной дискуссии. В качестве объекта обсуждения выбрана методика анализа природного магнетита, используемого в качестве сырья для получения железа пирометаллургическим методом. Первоначально студенты самостоятельно изучают ГОСТ 32517.1-2013. На учебных занятиях под руководством преподавателя анализируют стандарт на предмет использования вместо визуального титрования потенциометрического. Проводят модернизацию методики определения: корректируют перечень применяемых реактивов, концентрации растворов, массу навески магнетита, объем пробы для титрования; предлагают перечень лабораторной посуды и аппаратурное оформление, проводят предварительные расчеты и выводят конечную формулу для расчетов. В ходе дискуссии вырабатывается и фиксируется оптимальная методика проведения эксперимента. После проведения эксперимента проводится публичное обсуждение полученных результатов. Каждая группа анализирует полученные данные, указывает достоинства и недостатки предложенной методики потенциометрического определения общего железа в природном магнетите. По результатам анкетирования студентов, принявших участие в педагогическом эксперименте, установлено, что предлагаемая форма проведения лабораторно-практических занятий является более продуктивной, чем традиционная, и позволяет раскрыть их исследовательский потенциал. Она требует применения полученных ранее теоретических знаний для решения конкретной исследовательской задачи. Формируется умение работать в группе, подводить итог совместной деятельности и нести ответственность за полученные результаты. Важным аспектом познавательной деятельности является публичное выступление. Предлагаемые методические приемы овладения навыками решения учебных проблем способствуют развитию интеллектуальных, речевых и коммуникативных компетенций студентов; помогают сделать будущего специалиста более подготовленным к решению реальных производственных задач.
Для цитирования:
Сажина О.П., Глазкова О.В., Шабарин А.А., Матюшкина Ю.И. Использование учебной дискуссии на лабораторно-практических занятиях при реализации компетентностного подхода. Изв. вузов. Химияихим. технология. 2017.
Т. 60. Вып. 7. С. 97-101.
Литература
Slavgorodskaya E.L. Psycological analysis of pedagogic activity of a high school pedagogue. Perspectives of science and education. 2014. N 3(9). P. 114-119 (in Russian).
Proshina А.N. Use of interactive technologies in high school as a condition for intensification of educational process. Materials of Saint-Petersburg state university of culture and arts. 2013. V. 200. P. 287-296 (in Russian).
Pоmelova М.S., Artyukhin О.I. Interactive forms of learning in the elective courses system. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2012. N 3(34). P. 59-61 (in Russian).
Skokova L.V., Pavlutskaya N.M. Role of training discussions and problems associated with their use while teaching physics in a higher education institution. Evropeiyskiy zhurnal cotsial’nykh nauk. 2015. N 6. P. 309-314 (in Russian).
Glazkova O.V. Development of students’ research skills at general chemistry practical lessons. Integratsiya obrazovaniya. 2013. N 1. P. 44 – 46 (in Russian).
RF State Standard ("GOST") 32517.1-2013. Iron ore, concentrates, agglomerates, and pellets. Methods of discovery of iron (gen-eral). M.: Standardinform. 2014. 14 p. (in Russian).