ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

  • Olga P. Sazhina Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
  • Oxana V. Glazkova Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
  • Olga V. Tarasova Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, метод малых групп, учебная дискуссия, технология введения научной информации посредством online-группового изучения материала

Аннотация

Переход в вузовском обучении от квалификационного подхода к компетентностному потребовал пересмотра целей, содержания, структуры и технологии образовательного процесса, ставшего субъектно-ориентированным. На современном этапе основу реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ составляет интерактивное обучение. На примере использования учебной дискуссии при проведении лабораторно-практических занятий по курсу «Методы контроля качества сырья и продукции химических производств», оригинальной технологии введения научной информации посредством online-группового изучения материала на занятиях по курсу «Введение в профессию» показана эффективность метода малых групп в формировании интеллектуальных, речевых и коммуникативных компетенций. Применение данного подхода на стадии промежуточной аттестации по дисциплине «Математическая обработка и оптимизация химико-аналитических процессов» позволяет за короткий промежуток времени решать поставленные задачи и всегда приводит к положительному итогу. Результаты анкетирования преподавателей и студентов разных курсов химических специальностей и направлений подготовки вузов Республики Мордовия подтверждают, что работа в малых группах дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения; повышает ответственность за полученный совместно результат; позволяет преодолеть страх перед сложностью дисциплины, который часто блокирует способность к восприятию информации. Систематическое участие в публичных выступлениях, навыки ведения дискуссии, умение оперативно мыслить и быстро принимать решение формируют уверенность в себе и являются залогом дальнейшего успешного самосовершенствования. Итоги ежегодного тестирования студентов в ходе промежуточной аттестации свидетельствуют о сформированности знаний по темам, изучаемым в интерактивной форме.

Литература

Bulaeva S.V., Isaeva O.N. World education system: contemporary development trends. Ryazan: Ryazan University named after S.A. Esenin. 2012. 128 p. (in Russian).

Crow M.M., Dabars W.B. Designing the New American University. M.: Higher School of Economics Publishing House. 2017. 440 p. (in Russian).

Starygina A.M. Global trends in world education as the reason for the modernization of the national educational system. Gumanitar, Sotsial.-Econom. Obshchestv. Nauki. 2015. N 2. P. 284-288 (in Russian).

Isakova A.A. Retrospective analysis of communicative competence development. Integratsiya Obrazovaniya. 2017. V. 21. N 1. P. 46-53 (in Russian). DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053.

Sergeyeva S.V., Voskrekasenko O.A. The formation of students’ social competences in a technical university as a multilevel educational complex. Integratsiya Obrazovaniya. 2016. V. 20. N 4. P. 484-492 (in Russian). DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.484-492.

Guseinova E.E. Organizational and Pedagogical Conditions for the Development of Professional Competencies in the Technical Students' Individual Work through the Example of Studying the Discipline «Hydraulics and Flu-id Mechanics». Eur. J. Contemp. Educat. 2018. N 7(1). P. 118-126. DOI: 10.13187/ejced.2018.1.118.

Gorbunova L.G. Forming and estimating special professional competencies of students of pedagogical university in training physical chemistry. Vestn. TGPU. 2012. N 7 (122). P. 201-205 (in Russian).

Gavronskaya Yu.Yu. Forming general cultural and professional competencies of pedagogic university students when teaching chemistry disciplines. Fundamental. Issled. 2013. N 10. P. 2773-2777. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32870 (in Russian).

Stromov V.Yu., Sysoev P.V., Zavyalov V.V. “Competency school” – new approach to form extra competencies for students of classic university. Vyssh. Obra-zovanie Rossii. 2018. N 5. P. 20-29 (in Russian).

Chistousov V.A. Skills oriented educational programs: quality questions. Kazan. Pedagog. Zhurn. 2014. N 4. P. 34-42 (in Russian).

Mikhanova O.P. Interactive methods as a measure to form cross functional competencies. Izv. RGPU named after A.I. Gertsen. 2008. N 58. P. 427-432 (in Russian).

Sazhina O.P., Glazkova O.V., Tarasova O.V. Use of modern education techniques at «Philosophical Issues in Chemistry» les-sons. Nauch.-Metod. Electron. Zhurn. «Koncept». 2017. N 4. P. 34–39. URL: http://e-koncept.ru/2017/170077.htm. DOI 10.24422/MCITO.2017.4.5784 (in Russian).

Wood C. The development of creative problem solving in chemistry. Chem. Educat. Res. Pract. 2006. 7 (2). P. 96-113.

Innovative ideas and methodological solutions in teaching chemistry: materials of V All-Russian research and methodological conference (26–27 November 2014). Ivanovo: ISUCT. 2014. 195 p. (in Russian).

Dvulichanskaya N.N., Tupikin E.I. Theory and practice of continuous education scientific training in “college - university” system (based on example of chemistry). M.: MGTU named after N.E. Bauman. 2010. 254 p. (in Russian).

Contemporary education technics. Ed. by N.V. Bordovskaya. M.: KNORUS. 2017. 432 p. (in Russian).

Gushchin Yu.V. Interactive methods of teaching in high school. Psikholog. Zhurn. Mezhdun. Un-ta Prirody, Obshchestva Cheloveka «Dubna». 2012. N 2. P. 1-18 (in Russian).

Vasilkova V.V. Mini-discussion as an interactive teaching method. Vestn. SPbGU. Ser. 12. Sotsiologiya. 2016. N 2. P. 97-103 (in Russian). DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.208.

Sazhina O.P., Glazkova O.V., Shabarin A.A., Matyushkina Yu.I. Use of training discussion at laboratory and practical lessons while implementing competency based approach. Izv. Vyssh. Uchebn. Zaved. Khim. Khim. Tekhnol. 2017. V. 60. N 7. P. 97-101 (in Russian). DOI: 10.6060/tcct.2017607.5572.

Karpov A.V. Decision making psychology in profession-al activity. Yaroslavl: YarGu. 2014. 164 p. (in Russian).

Опубликован
2019-08-20
Как цитировать
Sazhina, O. P., Glazkova, O. V., & Tarasova, O. V. (2019). ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. СЕРИЯ «ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», 62(8), 155-161. https://doi.org/10.6060/ivkkt.20196208.5871
Раздел
Научные и методические проблемы